Никольские ряды.
Никольская улица, дом 5/1, строение 3
Никольскую улицу принято называть «улицей Просвещения» — именно здесь в середине XVII века открылась первая высшая школа Москвы — Славяно-греко-латинская академия. В XIX веке Никольская стала одной из самых популярных торговых улиц города. В 1899 году Петербургское общество страхований арендовало участок по соседству с Казанским собором. Вскоре здесь началось строительство новых торговых рядов.
Здание возводили по проекту архитектора Льва Кекушева, на тот момент уже признанного мастера модерна. Ассиметричную постойку, левая часть которой длиннее на один проем (именно здесь находился парадный вход и лестница, соединявшая все три этажа), венчает плавно изгибающийся волнообразный карниз, над которым возвышается массивный четырехгранный купол с окнами-люкарнами, гребнем и декоративными вазами. Парадный фасад украшают арочные проемы окон. Лепные львиные маски — фирменный знак Кекушева. На аттиках в центральной части тоже планировалось поставить скульптуры, но их так и не установили.
Казанский собор.
Красная площадь
Чудотворная икона Казанской Божьей Матери прибыла в Москву в 1612 году вместе со вторым ополчением, которым руководили Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский. 22 октября, накануне решающего сражения, перед иконой молились воины. Через восемь лет, в 1620-м, в память об этом на Красной площади возвели деревянную Казанскую церковь. Каменный храм построили в 1636 году, он получил статус патриаршего. В течение XVIII — XIX веков храм неоднократно перестраивали: сделали новый декор окон и карнизов, сломали галерею, южный придел и шатровую колокольню. Вместо открытой паперти на западном фасаде появилась большая трапезная с крыльцом перед ней, а в начале XIX века на месте крыльца перед трапезной выстроили новую колокольню. Храм полностью обрел классицистический облик. В 1860-х колокольню надстроили третьим ярусом, а весь декор еще раз изменили.
В начале 1990-х годов удалось приступить к воссозданию храма на прежнем месте. Работами руководил Олег Журин. 4 ноября 1993 года состоялось освящение Казанского собора.
Старый английский двор.
Улица Варварка, дом 4а
На Варварке, в здании с островерхими крышами и фигурными печными трубами располагались самое старое в Москве английское посольство и торговое представительство — резиденция Московской торговой компании. В 1556 году Иван Грозный пожаловал торговой компании двор богатого купца Ивана Бобрищева и дал право беспошлинной торговли. Так англичане начали ввозить в Московию сукна, оружие, свинец, серу, селитру, предметы роскоши и вывозить из нее лен, воск, мех и пеньку. Со временем беспошлинная торговля англичан стала вызывать противодействие русских купцов. В 1649 году под предлогом свержения и казни короля Англии Карла I царь Алексей Михайлович запретил всю английскую торговлю.
В палатах поочередно располагались Посольский приказ, подворье нижегородского митрополита, а при Петре I — и вовсе арифметическая школа. В XVIII–XIX веках здание находилось в купеческих руках. В советское время, вплоть до конца 1960-х годов палаты занимала библиотека иностранной литературы, которую в народе называли «Разинкой», поскольку Варварка была переименована в улицу Степана Разина.
На протяжении столетий палаты неоднократно перестраивались и к 1960-м годам выглядели как обычное четырехэтажное ничем не примечательное здание. Возвращение палат из небытия началось в 1967 году в связи с общей реконструкцией Зарядья. В 1994 году их посетила королева Великобритании Елизавета II. Сегодня в палатах расположен филиал Музея Москвы «Старый английский двор».
Торговый дом «Аршинов и Ко»
Старопанский переулок, дом 5
В 1899 году в Старопанском переулке купец Василий Аршинов арендовал у расположенной по соседству церкви Косьмы и Дамиана участок земли с целью строительства нового конторского здания. Проект Аршинов заказал архитектору Федору Шехтелю, и здание получилось очень интересным. Торговый дом «Аршинов и Ко» — один из самых ранних образцов московского модерна.
Фасад украшает колоссальное арочное окно, занимающее три этажа и разделенное лишь межэтажными перекрытиями. Верхний этаж выполнен в форме оригинального аттика с частыми окнами. По бокам здание оформляют ризалиты-эркеры.
Это одна из первых построек, при создании которой Шехтель использовал типичный для модерна глазурованный кирпич. Он эффектно контрастирует с гладко оштукатуренными поверхностями стен и белыми лепными декоративными деталями, среди которых обращают на себя внимание традиционные для московского модерна изображения женских головок. Прежде фасад здания был украшен панелями из красного дерева и бронзовыми дверными ручками, одна из которых чудом сохранилась. Внутри конструкцию здания поддерживают тонкие металлические колонны, что позволило организовать здесь свободную планировку. Каждый этаж представлял собой огромный зал, в правом углу располагалась узкая лестница, а вплотную к задней стене — лифт.
«Славянский базар»
Никольская улица, дом 17
Участок, на котором разместилось это владение, неоднократно менял владельцев. В январе 1761 года его приобрела Синодальная типография. Старые палаты разобрали, а на их месте появилось строение, которое называли «Новым печатным домом». В 1861-м Синодальная типография сдала дом, где находились книжная лавка и квартиры служащих, внаем фирме «А. Пороховщиков и Н. Азанчевский». Новые хозяева решили построить на Никольской улице большой комплекс, состоящий из гостиницы, концертно-лекционного зала и торгового помещения.
Гостиница с залом должны были располагаться в здании по линии Никольской улицы, а торговые площади — в полукруглом строении позади него, во дворе. Автор проекта — архитектор Роман Гедике.
Ресторан «Славянский базар» открылся в 1871 году. К 1875-му начал работать зал для публичных лекций «Русская беседа», оформленный архитекторами Андреем Гуном и Петром Кудрявцевым в стиле русского узорочья с разноцветными колонками и изразцами, резными карнизами. Для лекционного зала Пороховщиков заказал большую картину «Славянские композиторы» у художника Константина Маковского, но тот запросил 25 тысяч рублей. Тогда заказ передали молодому художнику Илье Репину, который выполнил его всего за 1500 рублей. Сейчас эта картина украшает интерьеры Московской консерватории. В гостинице в разные годы останавливались Петр Чайковский, Алексей Суворин, Николай Римский-Корсаков, Глеб Успенский, Владимир Стасов. «Русская беседа» тоже пользовалась большой популярностью: здесь не раз выступали историки Михаил Погодин, Александр Попов и многие другие.