Восемь точек на карте столицы, связанных с жизнью и работой режиссера: дома, в которых жили его друзья, театры, где он работал, и другие — неожиданные — места, где шли его спектакли.
Сегодня исполняется 145 лет со дня рождения Всеволода Мейерхольда — одного из первых авангардных режиссеров, создателя системы упражнений «Биомеханика», собственного театра ТИМ, ученика и друга Константина Станиславского. Есть идея для субботней прогулки — обойти места, связанные с его именем. Все точки отмечены на карте — изучайте ее и прокладывайте собственный маршрут.
Пассаж «Сан-Галли»: «Незнакомка» в кафе
Улица Кузнецкий Мост, дом 11, строение 1
В пассаже «Сан-Галли» в XIX веке располагались магазины: фарфора, оружейный, ювелирный и другие. Во время Первой мировой войны многие торговые учреждения разорились, и пассаж не стал исключением. Летом 1917 года хозяином здания стал булочник Филиппов, который открыл здесь кафе «Питтореск». Интерьером занимались молодые художники-авангардисты, стены украшали причудливые фигуры из картона, фанеры и ткани.
Кафе открылось в 1918-м. Самыми частыми гостями стали Всеволод Мейерхольд и его друг художник Георгий Якулов. Друзья прозвали кафе «мировым вокзалом искусства». Их не пугало, что помещение поначалу было неотапливаемым, а меню — достаточно скудным (подавали в «Питтореске» простоквашу и пирожки с картошкой). Недорогое кафе стало местом встречи прогрессивных деятелей искусства: здесь читали стихи футуристы Владимир Маяковский, Василий Каменский и Давид Бурлюк.
В марте 1918 года в «Питтореске» прошла премьера спектакля «Незнакомка» по мотивам одноименного стихотворения Александра Блока. Режиссер Всеволод Мейерхольд принимал поздравления восхищенной публики, а общественность была шокирована выбором площадки для постановки. Мейерхольд к тому времени уже был известным в Москве и Петербурге театральным деятелем — до революции он ставил спектакли в императорских театрах. В 1918-м он вступил в РКП(б), с воодушевлением приняв революцию, и начал искать новые формы.
К осени 1918 года «Питтореск» сменил название и стал «Красным петухом». Просуществовать ему было суждено недолго: в 1919-м кафе, ставшее главным московским местом встречи авангардистов, закрылось. В годы НЭПа здесь снова заработали торговые ряды.
Особняк Арсения Морозова: Первый рабочий театр Пролеткульта
Улица Воздвиженка, дом 16, строение 1
Мейерхольд ставил спектакли и на сцене Первого рабочего театра Пролеткульта, который с 1918-го по 1928-й находился в самом, пожалуй, эксцентричном особняке Москвы — Доме дурака, сочетающем элементы модерна и эклектики. Его построили по заказу миллионера и известного кутилы Арсения Морозова, вдохновленного увиденным в португальском Синтре дворцом Palacio Nacional da Pena. Сегодня в здание экзотического вида не попасть, оно стало режимным объектом: там находится Дом приемов Правительства России.
Дом Пигита: походы в гости
Большая Садовая улица, дом 10
Пятиэтажный дом в стиле модерн с лепным декором принадлежал купцу и меценату Илье Пигиту. Дом известен прежде всего благодаря Михаилу Булгакову, снимавшему там квартиру. В ней была написана «Белая гвардия», именно ее он увековечил в романе «Мастер и Маргарита».
Пигит с удовольствием сдавал жилье деятелям искусства. В одной из квартир Петр Кончаловский написал «Семейный портрет» и другие полотна, здесь жил художник Георгий Якулов. Мейерхольд часто бывал здесь в гостях у Якулова, он очень любил эту живописную часть Москвы.
Музей-квартира Александра Пушкина: дружба с Гариным
Улица Арбат, дом 53, строение 1
В одном из самых старых зданий Арбата в 1921 году на несколько месяцев обосновался ОСТКА — Окружной самодеятельный театр Красной армии. Специально для него оборудовали зрительный зал на 250 мест на втором этаже. Руководил театром Виталий Жемчужный, а в художественный совет входили Мейерхольд и Владимир Маяковский.
Самым резонансным спектаклем этого периода стал «Сбитенщик» Всеволода Мейерхольда по пьесе Якова Княжнина. Роль отставного офицера Болтая сыграл молодой актер Эраст Гарин, который потом станет одним из лучших друзей режиссера. Мейерхольд не только высоко ценил его актерские способности, но и считал, что Гарину необходимо освоить профессию режиссера. В это время он как раз открывал Государственные высшие режиссерские мастерские (ГВЫРМ) и пригласил Гарина поучиться. Именно в ГВЫРМе Мейерхольд стал вводить дисциплину «биомеханика» — специальный комплекс упражнений по телодвижению, позам и жестам, который позволяет актеру включаться в нужный момент. Например, когда персонаж падает в обморок, актер использует разученную технику падения.
История особняка, где началась дружба Мейерхольда и Гарина, богатая: сюда привез после венчания молодую жену Александр Пушкин, здесь снимала квартиру Марина Цветаева, жили родственники Сергея Рахманинова. Сейчас в доме располагается Мемориальная квартира А.С. Пушкина.