На задворках Ленинградского вокзала прячется гигантский памятник промышленной архитектуры, которому почти 170 лет. Это циркульное (круглое) паровозное депо Николаевской железной дороги, построенное в 1851 году знаменитым архитектором Константином Тоном. Совсем скоро в этом недавно отреставрированном здании откроется книжный ярмарка-клуб, по этому поводу — посмотрите, как выглядит этот памятник снаружи и изнутри. Точнее — как выглядит то, что от него осталось.
Так здание выглядит вблизи. Свежий чистый фасад, новый купол, новые стекла в проемах. Правда, складывается ощущение, что нем чего-то не хватает — так и есть, примерно половина здания была уничтожена в 2013 году, к тому же и до этого здание долгие годы уродовалось владельцами, перестраивалось и ветшало.
Изначально циркульное (круговое) депо действительно было круговым — оно состояло из 22 секций для стоянки и ремонта паровозов, посередине, под куполом находился разворотный круг. Чтобы легче понять, что это за круг — фото сохранившегося до наших дней подобного круга на территории другого старинного московского депо.
Рядом стоит еще одно примечательное здание — это бывшая водонапорная башня депо. Если присмотреться внимательнее, можно заметить, что люди с, так скажем, невысоким уровнем моральной нравственности, оставили на нем следы своей жизнедеятельности.
А вот так эти двое — круглое депо и водонапорная башня выглядели много лет назад, до ампутации и более мелких надругательств над своим обликом.
Если кратко рассказать, что же случилось с историческим зданием круглого депо, уникальным памятником промышленной архитектуры, то можно ограничиться всего несколькими словами: полное безразличие к своей культуре и истории. Над депо издевались долгие годы, еще со времен СССР; в 2013-м году, начался его снос ради строительства новых путей для электричек.
Подробнее о той неприятной истории, в следствие чего здание лишилось девяти (из 22-х) своих секций, можно почитать на сайте «Архнадзора». Если бы не активисты этой организации, которые так долго боролись за депо, его совсем бы сейчас не было. Несмотря на обращения международных экспертов к главе РЖД Якунину (тогда эта корпорация владела зданием) и письма Путину от активистов «Архнадзора» с просьбой повлиять на ситуацию — ничто не помешало начать снос этого памятника архитектуры.
Этот купол на фото сверху появился после современной реконструкции, закончившейся в 2018 году. Оригинальный был давно утрачен. Элемент на фотографии внизу — следы того, что когда-то здесь действительно было круговое депо. Эта железная штука — часть крепления ворот при въезде в одну из внутренних секций.
Так сейчас бывшее депо выглядит изнутри. То, что от него осталось, в итоге довольно качественно отреставрировали. Эти фотографии сделаны в декабре 2018 года, на тот момент там планировалось открытие цветочного рынка. Сейчас планы изменились и откроют книжный клуб.
На этом стенде нынешние владельцы здания развесили фотографии депо: каким оно было изначально, во что его превратили в советские годы и как уничтожали в наше время.
Зрелище печальное, вот, например, одна из таких фотографий. Круглый неряшливый двор с автостоянкой, магазинами и без купола-крыши. Так он выглядел в начале нулевых, когда депо арендовали под магазины и склады.
Чтобы найти это здание, действовать надо так: выйти из вестибюля станции метро «Комсомольская» и пройти между путей пригородных поездов Ленинградского и Ярославского вокзала.
… вот по этой дорожке, и почти сразу его и увидите — памятник промышленной архитектуры 1851 года постройки; памятник тому, как нельзя обращаться с архитектурным наследием предков.