Как выглядит уникальное круглое депо в центре Москвы (ему 170 лет, его чуть не снесли)

Город

На задворках Ленинградского вокзала прячется гигантский памятник промышленной архитектуры, которому почти 170 лет. Это циркульное (круглое) паровозное депо Николаевской железной дороги, построенное в 1851 году знаменитым архитектором Константином Тоном. Совсем скоро в этом недавно отреставрированном здании откроется книжный ярмарка-клуб, по этому поводу — посмотрите, как выглядит этот памятник снаружи и изнутри. Точнее — как выглядит то, что от него осталось.

Так здание выглядит вблизи. Свежий чистый фасад, новый купол, новые стекла в проемах. Правда, складывается ощущение, что нем чего-то не хватает — так и есть, примерно половина здания была уничтожена в 2013 году, к тому же и до этого здание долгие годы уродовалось владельцами, перестраивалось и ветшало.

Изначально циркульное (круговое) депо действительно было круговым — оно состояло из 22 секций для стоянки и ремонта паровозов, посередине, под куполом находился разворотный круг. Чтобы легче понять, что это за круг — фото сохранившегося до наших дней подобного круга на территории другого старинного московского депо.

Рядом стоит еще одно примечательное здание — это бывшая водонапорная башня депо. Если присмотреться внимательнее, можно заметить, что люди с, так скажем, невысоким уровнем моральной нравственности, оставили на нем следы своей жизнедеятельности.

А вот так эти двое — круглое депо и водонапорная башня выглядели много лет назад, до ампутации и более мелких надругательств над своим обликом.

Если кратко рассказать, что же случилось с историческим зданием круглого депо, уникальным памятником промышленной архитектуры, то можно ограничиться всего несколькими словами: полное безразличие к своей культуре и истории. Над депо издевались долгие годы, еще со времен СССР; в 2013-м году, начался его снос ради строительства новых путей для электричек.
Подробнее о той неприятной истории, в следствие чего здание лишилось девяти (из 22-х) своих секций, можно почитать на сайте «Архнадзора». Если бы не активисты этой организации, которые так долго боролись за депо, его совсем бы сейчас не было. Несмотря на обращения международных экспертов к главе РЖД Якунину (тогда эта корпорация владела зданием) и письма Путину от активистов «Архнадзора» с просьбой повлиять на ситуацию — ничто не помешало начать снос этого памятника архитектуры.

Этот купол на фото сверху появился после современной реконструкции, закончившейся в 2018 году. Оригинальный был давно утрачен. Элемент на фотографии внизу — следы того, что когда-то здесь действительно было круговое депо. Эта железная штука — часть крепления ворот при въезде в одну из внутренних секций.

Так сейчас бывшее депо выглядит изнутри. То, что от него осталось, в итоге довольно качественно отреставрировали. Эти фотографии сделаны в декабре 2018 года, на тот момент там планировалось открытие цветочного рынка. Сейчас планы изменились и откроют книжный клуб.

На этом стенде нынешние владельцы здания развесили фотографии депо: каким оно было изначально, во что его превратили в советские годы и как уничтожали в наше время.

Зрелище печальное, вот, например, одна из таких фотографий. Круглый неряшливый двор с автостоянкой, магазинами и без купола-крыши. Так он выглядел в начале нулевых, когда депо арендовали под магазины и склады.

Чтобы найти это здание, действовать надо так: выйти из вестибюля станции метро «Комсомольская» и пройти между путей пригородных поездов Ленинградского и Ярославского вокзала.

… вот по этой дорожке, и почти сразу его и увидите — памятник промышленной архитектуры 1851 года постройки; памятник тому, как нельзя обращаться с архитектурным наследием предков.

Источник

Оцените статью
ВАО Москва
Добавить комментарий