Первый Московский центральный диаметр «Белорусско-Савеловский», который свяжет Одинцово и Лобню, откроют в конце 2019 — начале 2020 года. Чем он поможет столичным жителям и как изменится транспортная инфраструктура столицы после его запуска.
Московские центральные диаметры (МЦД) объединят радиальные направления железной дороги, связывающие столицу с областью. Они станут своего рода новым наземным метро. Жители Подмосковья и десятков московских районов будут быстрее добираться в центр города, а также получат новые комфортные пересадки на станции метро и Московского центрального кольца (МЦК).
МЦД-1 «Белорусско-Савеловский» (Одинцово — Лобня) планируют открыть в конце 2019 — начале 2020 года. В это же время движение запустят по МЦД-2 «Курско-Рижский» (Нахабино — Подольск). В перспективе появятся и другие диаметры, в частности, рассматривается возможность создать маршруты, которые свяжут Зеленоград и Раменское, Апрелевку и Железнодорожный, а также Пушкино и Домодедово.
Пересадки на метро, МЦК и железную дорогу
Основой для МЦД-1 станет Белорусское и Савеловское направления Московской железной дороги. Они уже хорошо интегрированы в систему городского транспорта, а пригородные электрички, которые там ходят, востребованы среди пассажиров. Но их мало. Днем интервалы между поездами могут достигать нескольких часов.
Длина первого диаметра составит 52 километра, проектом предусмотрено 28 остановок. С 12 из них пассажиры смогут пересесть на метро, включая станции Большой кольцевой линии, и Московское центральной кольцо, а также на радиальные направления железной дороги. Время в пути между конечными пунктами маршрута займет 1 час 20 минут.
Работать МЦД-1 «Белорусско-Савеловский» (Одинцово — Лобня) будет так же, как и метро, — с 05:30 до 01:00.
На Московском центральном диаметре введут единую билетную систему, сервисы и навигацию, которые уже есть в метро и на Московском центральном кольце. Оплатить проезд в поездах можно будет с помощью банковской карты или смартфона. Турникеты на платформах оборудуют терминалами для оплаты картой «Тройка», которая действует в метро, на МЦК, в наземном транспорте, электричках и аэроэкспрессах. Кроме того, можно использовать карты, поддерживающие технологии PayPass и PayWave, а также смартфоны с функцией Android Pay, Apple Pay и Samsung Pay.
Перехватывающие парковки, реконструкция станций и благоустройство
Специалисты сейчас работают над обновлением конечных пунктов в Лобне и Одинцове, а также реконструируют существующие платформы: Баковку, Новодачную, Долгопрудную и Сетунь. Кстати, станция Сетунь и соседняя — Рабочий Поселок — расположены в Можайском районе, где у жителей в шаговой доступности нет станций метро и МЦК. Поэтому МЦД-1 станет для них полноценным наземным метро. Строятся и новые платформы: в конце мая этого года открылась железнодорожная станция Инновационный Центр Сколково.
Все остановочные пункты, которые войдут в состав МЦД-1 «Белорусско-Савеловский» (Одинцово — Лобня), будут соответствовать современным стандартам обслуживания пассажиров. На них установят погодные модули, динамические табло, системы оповещения и навигации. Помимо этого, специалисты переустроят контактную сеть и инженерные коммуникации, а также благоустроят территорию вокруг.
Возле станций первых двух Московских центральных диаметров планируется сделать перехватывающие парковки. Речь о работе, которая ведется в границах столицы. На них можно будет оставить свыше 4,6 тысячи автомобилей. Так, на МЦД-1 парковки появятся у остановочных пунктов Кунцево, Фили, Тимирязевская, Дегунино, Бескудниково, Лианозово, Марк и других.
На «Иволге» по Москве
На МЦД-1 будут курсировать новые поезда «Иволга». Они могут развивать скорость до 120 километров в час. При этом транспорт адаптирован для частых остановок.
Поезда спроектировали в России. В составах, которые собирают на Тверском вагоностроительном заводе, используется технология пневмоподвешивания — она обеспечивает плавный ход, низкий уровень шума и вибрации. Поручни в «Иволге» имеют теплое покрытие. Кресла расположены друг напротив друга, над ними предусмотрены полки для багажа.
В поездах будет поддерживаться комфортный микроклимат и работать система обеззараживания воздуха. В вагонах есть крепления для велосипедов, точки доступа к Wi-Fi и USB-розетки для зарядки гаджетов.
Кроме того, пассажиры смогут узнать об изменениях в работе общественного транспорта, справочную информацию о МЦД, прогноз погоды, анонсы городских мероприятий и новости с помощью информационных экранов. В каждом вагоне установят по четыре устройства.
В поездах большое количество мест для сидения, также они оборудованы для маломобильных пассажиров. А для безопасности и сохранности состава в шестивагонных «Иволгах» установят 56 камер видеонаблюдения.
В каждом вагоне будет восемь камер. Еще столько же установят снаружи поезда, они будут контролировать посадку пассажиров на платформах и следить за сохранностью состава. Видеозапись с камер будет передаваться в режиме онлайн на пульт управления в кабине машиниста, чтобы при необходимости он мог оперативно отреагировать на ситуацию. Также по запросу данные могут быть переданы сотрудникам правоохранительных органов.
Кроме того, каждую «Иволгу» на МЦД-1 будут сопровождать сотрудники охраны. Благодаря этому пассажиры смогут чувствовать себя комфортно и безопасно в поезде в любое время суток. Наличие охраны также позволит предотвратить вандализм и сохранить вагоны в чистоте.
Посмотреть, как будет выглядеть вагон изнутри, можно в демонстрационном павильоне, посвященном Московским центральным диаметрам.
Он открыт для посетителей ежедневно с 09:00 до 21:00 на площади Киевского вокзала. Экскурсии проводятся бесплатно, можно зайти в салон вагона и в кабину машиниста, а помощью очков виртуальной реальности — даже проехать по маршруту первого диаметра.
Кроме того, в павильоне установлены интерактивные панели, с помощью которых можно построить оптимальные маршруты движения по городу после запуска диаметров. Устройство покажет, сколько времени сэкономит пассажир, пользуясь новым видом транспорта, и на каких станциях есть пересадки на метро или МЦК.