Знакомство с советской и российской авиацией стоит начать с ВДНХ. Здесь перед павильоном «Космос» стоит прототип легендарного советского Як-42. Этот самолет знаменит тем, что на одном из них был установлен рекорд дальности полета. Несмотря на то, что Як-42 предназначен для перелетов на расстояние до 2500 километров, в декабре 1981 года он совершил рекордный для самолетов до 55 тонн беспосадочный перелет из Москвы в Хабаровск. Он преодолел 8200 километров.
Рядом, на площади Промышленности, гости ВДНХ могут увидеть также многоцелевой вертолет Ми-8 и сверхзвуковой тяжелый истребитель четвертого поколения Су-27.
О развитии авиации можно узнать, посетив Мемориальный дом-музей Н.Е. Жуковского — выдающегося ученого-механика, основоположника аэродинамики. Музей находится в особняке, расположенном по адресу: улица Радио, дом 17, строение 5. Сам Жуковский работал в этом здании. В фондах музея хранятся более 50 тысяч экспонатов. Здесь можно изучить исторические документы и фотографии, посмотреть модели практически всех российских самолетов и вертолетов, планеров, первых ракет, искусственных спутников Земли и космических кораблей.
История советской авиации неразрывно связана с подвигом летчика-испытателя Героя Советского Союза Валерия Чкалова. Под его командованием в 1937 году самолет АНТ-25 совершил первый беспосадочный перелет из Москвы в Ванкувер через Северный полюс. Его именем в Москве назван аэроклуб, расположенный на Волоколамском шоссе. Кстати, сам аэроклуб с высоты птичьего полета напоминает аэроплан. На его территории находится памятник маршалу авиации Александру Покрышкину. Настоящим мастером воздушного боя он проявил себя в годы Великой Отечественной войны: ас выполнил более 600 боевых вылетов, лично сбил 53 вражеских самолета и еще шесть — в составе группы.
Также рядом с аэроклубом установлен памятник погибшему экипажу стратостата «Осоавиахим-1». 30 января 1934 года он отправился в первый в истории зимний полет стратостата. Спустя три часа после старта связь с пилотами пропала. Вскоре помятую гондолу нашли недалеко от Саранска. Полет завершился катастрофой: оборудование было разбито, а все члены экипажа погибли. Однако им удалось достичь рекордной высоты — стратостат поднялся на 22 километра над уровнем моря.
На Новодевичьем кладбище находится памятник еще одному легендарному советскому летчику — Ивану Кожедубу. Бронзовый бюст изображает знаменитого пилота в военной форме с медалями на груди. С 1943 года Кожедуб принимал активное участие в боевых действиях, воевал на Курской дуге. За все время Великой Отечественной войны он ни разу не был сбит, хотя его самолет неоднократно подбивали.
Еще один герой Великой Отечественной войны — летчик Виктор Талалихин. В августе 1941 года он одним из первых произвел таран в ночном воздушном бою над столицей. Спустя два месяца, в ходе очередного сражения под Москвой, его самолет был сбит. Летчик погиб у деревни Лопатино Ленинского района Подмосковья. А памятник герою можно увидеть в Таганском районе, на развилке улиц Талалихина и Малой Калитниковской. Это бронзовая фигура летчика, стоящая на гранитном постаменте. Он изображен в полный рост в обмундировании летного состава времен Великой Отечественной войны.
В Рязанском районе Москвы находится улица, названная в честь летчика-аса Евгения Михайлова, и памятник герою. 17 марта 1944 года Михайлов вместе со своим звеном вылетел на задание по прикрытию наземных войск. Над станицей Идрица его самолет попал под огонь зенитной артиллерии противника. В центре станции летчик заметил большой состав с цистернами с горючим и решил направить свой Ла-5 туда. Взрыв самолета уничтожил целый эшелон и вызвал сильнейший пожар.
На Жулебинском бульваре расположен необычный объект: металлический лист треугольной формы, в котором вырезаны фигуры взмывающих в небо самолетов. Это памятный знак, установленный в честь летчиков 108-го гвардейского штурмового авиационного полка. Именно здесь базировался полк в 1941–1942 годах: его летчики принимали активное участие в битве за Москву.
В Поперечном просеке, у филиала № 1 Главного военного клинического госпиталя имени академика Н.Н. Бурденко, установлен мемориальный комплекс, центром композиции которого стал самолет МиГ-21. В годы Великой Отечественной войны в этом здании открыли Центральный военно-клинический авиационный госпиталь № 7. В 1943 году здесь после ранения проходил обследование летчик-герой Алексей Маресьев, а в 1944 году лечились летчики французского полка «Нормандия-Неман», тогда же их навестил Шарль де Голль, впоследствии ставший президентом Франции. Памятный комплекс был установлен в 1997 году — в день 55-летия авиационного госпиталя.
В топ-10 авиационных объектов столицы входит памятник, установленный в сквере Девичьего поля по случаю столетия дальней авиации. Он представляет собой композицию из фигур пилотов трех эпох: момента основания российской авиации, времен Великой Отечественной войны и современной авиации. Над ними — земной шар, на который нанесены изображения самолетов «Илья Муромец», ТБ-7 и флагмана современной авиации Ту-160 «Белый лебедь».